Корвин (c_o_r_w_i_n) wrote,
Корвин
c_o_r_w_i_n

Семинар Олди

На ЗМ я слушала семинар Олди. Тема: "О бедном романе замолвите слово..." Собственно, для тех, кто не смог попасть, вкраце напишу, о чем говорили Олег Ладыженский и Дмитрий Громов. Тезисы - записанные на семинаре, пояснения к тезисам - по памяти.

Да, это они сказали в первую очередь. Бывают разные жанры: повесть, рассказ, роман, эпос. У каждого жанра свои признаки, свои черты. Без определенного набора черт жанр - не жанр. Ну, как люди делятся на мужчин и женщин по определенным признакам, так и у каждого жанра (причем не обязательно фантастики) есть свои признаки. Дальше - признаки непосредственно романа:
1. Роман - это микрокосм + макрокосм. Это человек перед лицом судьбы (войны, перелома времени, социума, и т.д.)
В романе обязательно должно быть столкновение внутреннего и внешнего, конфликт. Способы разрешения конфликта, ессно, могут быть разные. Олди для примера брали Ромео и Джульетту, ну вот, там конфликт: любовь и неприятие этой любви родственниками.
Без такого столкновения роман - не роман, а история, повесть. Вот "Стальная крыса", по словам Олди, не роман. Там нет никакого столкновения внутреннего мира ГГ и внешнего. Ну, бегает крутой такой чувак, попадает во всякие передряги и с честью из них выходит. Это не роман. Это повесть.
2. Большое количество сюжетообразующих героев. Большое - это больше двух.
Под сюжетообразующими подразумеваются все герои, которые как-то влияют на ГГ или ситуацию. То есть, если их убрать, то ГГ поступит по другому, не научится чему-то, или не произойдет какое-то событие, которое повлияет на ГГ, на его внутренние изменения. А то бывает появляется герой какой в книге, побегает, а потом пропадает. И на фиг он был нужен? Неизвестно.
3. Жесткая конструкция сюжетных линий.
То есть, прежде чем писать роман надо продумать все сюжетные линии, основную и второстепенные. Это скелет романа. Причем, эти линии по времени могут не совпадать - по одной еще идет завязка, а по другой уже кульминация. Пример, который приводили Олди я не помню, но вот, возьмем, Унесенные ветром. Кульминация войны уже произошла, янки захватили юг, а отношения с Эшли все еще развиваются, Скарлетт не понимает, как он к ней относится. С Батлером вообще все только начинается, можно сказать.
4. Расширенное пространство текста (географическое, временное и пр.)
Тут подразумевается, что герой у вас не сидит всю книгу в одной комнате, где больше ничего не происходит, а, если уж он там сидит, то он вспоминает прошлое, думает о будущем (временное пространство), тоскует о доме в другой стране (географическое пространство) и так далее. Тут подразумевается множество отступлений, деталей, разбросанных по тексту.
5. Реализованный принцип многоязычия
Это не значит, что надо писать на разных языках. Здесь больше подразумевается разная система взглядов у разных героев. Кухарка и президент не будут разговаривать одинаково, не будут одинаково оценивать события, происходящие в мире. Подросток и взрослый человек общаются и думают по разному. Вот именно это "многоязычие" и надо показать.
6. Автор - полноценное действующее лицо романа.
Ваше отношение к написанному? Осуждаете вы или поддерживаете? Олди считают, что автор должен не боятся высказывать свое мнение. Через героев, через авторские отступления, еще как-то, но подавать свою оценку. Иначе книга получается безжизненной.

Только выполняя ВСЕ 6 пунктов ОДНОВРЕМЕННО произведение можно назвать романом. Роман - это не текст от 15 до 25 авторских листов. Роман - это выполнение всех условий. Роман может быть и 4 а.л., а четырехтомник может не быть романом. Особенно осторожно к причислению к жанру романа Олди относятся книг с продолжением. Потому что в романе должна четко прослеживаться жесткая конструкция: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, финал. А в книгах с продолжением никакой кульминации нет. Или есть, но локальная кульминация, по второстепенному сюжету. А будет ли она или нет, будет ли финал или нет - неизвестно. Часто писатели пишут книги, еще не совсем представляя, чем все закончится. Олди сравнивали таких писателей с зубными врачами. Типа, приходит больной зубы лечить, а ему врач говорит: я начну сверлить, но что будет дальше я еще не знаю. Типа, куда сверло выведет.
То же самое говорит писатель, когда заявляет, что у него "герой делает то, что сам захочет". Такое незнание показывает просто неумение писателя.

Если что непонятно - спрашивайте. Я-то суть всех тезисов поняла, но если что-то плохо пояснила, то могу еще подробнее написать.
Tags: ЗМ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments