Корвин (c_o_r_w_i_n) wrote,
Корвин
c_o_r_w_i_n

  • Music:

Рецензия

Во-первых, я хочу заранее извиниться, что юный падаван посмел оценивать мастера. Но эта рецензия скорее даже не оценка новой книги Ника, а просто мысли после ее прочтения. А, во-вторых, опять же прошу прощения, если какие-то мои фразы покажутся слишком резкими. Моя школа – сетевые конкурсы. Я привыкла «рвать грелку», причем исключительно зубами. И пусть мне ни разу не досталось даже кусочка этого резинового изделия – привычка выработалась. К тому же, принцип «что нравится, к тому и спрос выше» еще никто не отменял. В общем, я, конечно, постараюсь выражаться благородным языком сидхов, но, боюсь, что получится как всегда, на агро.

В книге есть и минусы и плюсы. Естественно, эти минусы и эти плюсы – это мое субъективное восприятие. Говорю это сразу, чтобы потом не повторяться: все написанное – мое имхо. Начнем с самого главного минуса: отсутствия глобальной идеи у героев. Не надо меня бить по голове, я все равно в каске, только ушибетесь. Да, я знаю, какую идею вкладывал Ник в «Зверей Райлега», об этом – чуть позже. В данном случае я имею в виду идею у самих героев. Ведь что получается? У сидхи все умерли, у Гончей все умерли, демон застрял, Терн вообще непонятно что делает. И это все вываливается на читателя. И что? И все. То есть, я прочла сто страниц книги, а так и не увидела, ради чего они сами живут. Точнее, как раз увидела, и мне это не понравилось. А живут они, как автор сам пишет, ради выполнения квестов. «Принеси семь магических камней, и я вылечу девушку». Пошел – завалил големов – принес камни. «Доберемся до храма Феникса – отправлю демона домой». Добрались – нашли новый квест. И так далее. Получается не книга, а набор квестов. Но даже в квесте все это объединено какой-то глобальной идеей. Например, я выполняю кучу заданий, и они приближают меня к тому, чтобы узнать, где находится самый главный враг и как его убить. Ради этого я ищу свитки, добываю золото, прокачиваюсь, покупаю заклинания и спасаю принцесс. В «Терне» вроде бы все то же самое, но вот эта идея, ради которой все и происходит – она не видна. В свое время я не смогла из-за этого дочитать «Гибель богов». Там была такая же болезнь – они все куда-то идут, кого-то убивают, но для чего это все – непонятно. Да, мне можно возразить, что в реальности люди живут без всяких глобальных идей. Просто живут и все. Но! Во-первых, если я читаю про таких людей, то глобальная идея там – показать отсутствие целей и идей в жизни таких обывателей. А во-вторых, даже если такой идеи нет, или она появляется позже по произведению, то читателя можно заинтересовать какой-нибудь тайной, недомолвками, непонятностями и так далее. И тут я перехожу ко второму минусу Терна – разжеванность.
Я не люблю фэнтези типа Толкиена. Я не люблю созданный полностью иным мир, где даже у деревьев свои названия, а небо не голубое, а серо-буро-малиновое в крапинку. А больше всего я не люблю, когда автор мне подробно описывает, какие в его мире горы, как они называются, какие там народы живут (ессно, эльфы, гномы и прочие орки), как называется каждая речка и каждое озеро, какая политическая ситуация в мире, перечисляет всех правителей до двенадцатого колена в каждом государстве и по ходу дела еще рассказывает, как называется та или иная птичка и та или иная травка. Автор, возможно, я блондинка, но я не в состоянии не то, что запомнить – просто выговорить все эти названия. К тому же, какая мне разница, как называется эта речка? Обычно я просто скольжу взглядом по всем этим описаниям, не записывая их на жесткий диск своей памяти. Даже в оперативку не кидаю. Впрочем, по сравнению с «Гибелью богов», этого всего стало на порядок меньше. И ради справедливости надо отметить, что есть такие читатели (и их немало), которые испытывают удовольствие от чтения описания придуманных миров, смотрят по картам маршруты героев, запоминают все эти названия и действительно живут в тех мирах, пока читают книгу (а некоторые и после). Так что таким читателям в «Терне» будет вольготно.
Ну вот, например, рассказ Гончей Терну о своей судьбе можно было бы уложить в полторы страницы – и так про нее практически все ясно. Терн уже обо всем почти догадался. Зачем так подробно, да еще и в настоящем времени описывать, как Гончая похищала сидху? Эффекта сопереживания уже не получается – читатель ведь уже знает, чем все закончится, знает, что Гончая убьет всю Ветвь, знает, что сидха будет похищена, а потом сбежит. Надо же оставить читателю что-то додумать самому!
Впрочем, это все относится большей частью к началу книги. Есть два способа начать произведение – забойный и плавный. Мне кажется, что тут автор использовал суперплавный способ – на протяжении десяти страниц вообще ничего не происходит. События начинаются лишь тогда, когда сидха встречает Терна. Десять страниц вводки – имхо, многовато. Да и потом события развиваются очень плавно. Только к середине книги все сплетается в клубок. Причем, «Алиедора» начинается совсем по другому! И, надо сказать, отлично начинается! Тут тебе сразу и цель, и тайна, и политическая ситуация дается как бы между делом, но так, что сразу все понятно.

Ну, из мелочей еще… сидхи. Я говорила, что я блондинка? У меня сидхи ассоциируются исключительно со «Звездными войнами». Да, я слышала, как Ник объяснял, что это что-то из мифологии, и придумал это совсем даже не Лукас. Но… я об это услышала от Ника. Случайно. Если бы не услышала – у меня осталось бы недоумение, наткнись я на расу сидхов. Сильно подозреваю, что я не одна такая блондинка. Возможно, был бы смысл сделать какую-то сноску или как-то иначе обозначить принадлежность сидхов к древней мифологии? Так сказать, для чайников.
Еще вызвало недоумение, зачем нужно было помещать героя в фэнтезюшный мир? Это все можно было показать и в декорациях реального мира. Или только потому, что автору в фэнтези интереснее?

Ну, а теперь, пряники. Самый большой – идее произведения. Тут уже имеется в виду «идея неприятия зла в любом виде». Когда из двух зол выбирают не наименьшее, а добро. Я просто аплодирую автору, который создал, наконец, такую книгу. Как же надоело читать про «убей первый, или убьют тебя». Помнится, в школе, классе в девятом, мы обсуждали какое-то произведение об Отечественной войне. Там был эпизод: один из солдат смертельно ранен. Отряд пытается прорваться через окружение. Идти с ними раненый не может, а если попадет в руки фашистам, то те его будут пытать. Тогда командир отряда принимает решение убить его самостоятельно, гуманно вколов в вену смертельную дозу какого-то лекарства, причем раненый был в курсе и согласился на это. Чем не ситуация для выбора «наименьшего зла» или «отрицания зла»? Учительница тогда задала вопрос классу, считаем ли мы, что командир поступил правильно. Лишь одна девочка ответила нет. И это была не я. Учительница пояснила, что из года в год задает такой вопрос, и смотрит, как меняется отношение к поступку командира. Если лет двадцать назад весь класс осуждал его, то сейчас почти весь класс оправдывает его. Очень интересно, как повел бы себя Терн в такой ситуации…

Вдвойне аплодирую автору-мастеру-батальных-сцен, который не побоялся уйти от своего конька, и сделать минимум батальных сцен. Появляется даже любовь! Хочется надеяться, что эта линия не сгинет в пучине экшена, а разовьется. Хотя и кажется мне, что развиваться тут нечему. Ведь если одному это не надо, то второй может разбиться в лепешку – все без толку. А Терну как раз это и не надо.

Второй пряник – за язык. Возможно мне, МТА, и не пристало говорить такие слова, но все же, в плане языка автор сильно вырос. Я уже как-то говорила, и сейчас повторю, что язык стал легким и воздушным. Если в «Гибели богов» я вязла в сложноподчиненных конструкциях, то в «Терне» нет. Читается очень легко (если не обращать внимания на массу незнакомых названий).

Оценка: четыре с минусом. Минус – это за то, что фэнтези, с гоблинами и гномами. Вот такая я субъективистка.
Рекомендую: любителями Толкиеновского фэнтези, поклонникам Перумова и тем, кто хочет прочесть книгу, где добро побеждает зло добрыми способами.
Просьба к автору: поставить героя в ситуацию более неоднозначного выбора, когда, например, от убийства одного будет зависеть жизнь других.

кросс-пост в basilisk_school
Subscribe

  • У меня выходит роман

    Теперь уже официально. В июне у меня выходит роман "Реинкарнатор" в издательстве "Эксмо". Радуюсь, конечно, прямо очень!…

  • День космонавтики

    Сегодня хочу вспомнить о космонавте, который неоднократно приезжал на Роскон, и на встречу с которым приходили, наверное, все участники - Георгий…

  • Презентация 2 серии сериала "Осенние визиты"

    10 апреля, накануне дня рождения Сергея Лукьяненко, в Москве прошла презентация 2 серии сериала "Осенние визиты", снятого по его книге. Сам…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments